Домой Технологии Виды и рейтинг толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей

Виды и рейтинг толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей

ДТП, сопровождающиеся кузовным ремонтом, — головная боль покупателей, приобретающих автомобили на вторичном рынке. Выявить признаки перекраски, шпаклевки и замены деталей поможет профессиональный толщиномер лакокрасочных покрытий автомобилей.

Толщиномер: что это такое и для чего нужен

Толщиномер для авто — прибор, измеряющий толщину краски на поверхности кузова. Его применяют с целью определения количества слоев лакокрасочного покрытия и наличия скрытых дефектов машины. Точность измерений прибора зависит от его типа и принципа работы.

Классификация

Толщиномеры для авто первого класса отличаются низкой стоимостью, ограниченным числом функций и сложной эксплуатацией: необходимо научиться ими пользоваться.

Второй класс обладает широкими возможностями, низкой скоростью работы, но точность замеров у них выше, чем у моделей первого класса.

В толщиномерах третьего класса сочетаются качество и цена. Приборы дороже моделей первых двух категорий, но превосходят их по надежности, точности и функциональности. Из недостатков — необходимость в регулярной калибровке толщиномера и низкая устойчивость к отрицательным температурам.

Профессиональные приборы относят к четвертому классу. Такие толщиномеры самокалибрующиеся, превосходят прочие модели по характеристикам, функциям, надежности, точности и простоте эксплуатации.

Разделение по сфере применения

Толщиномеры применяются в разных областях:

  • Судостроительная и автомобильная промышленность.
  • Строительство.
  • Страховая деятельность.
  • Экспертная работа.

Высокая точность измерений требуется во многих сферах деятельности, в частности — в автосервисах. Профессионалам при оценке объема работ требуются приборы, определяющие слой лакокрасочного покрытия вплоть до микронных долей. Для частного использования подойдут менее точные толщиномеры.

Виды толщиномеров по принципу работы

Магнитные толщиномеры — самые простые с точки зрения конструкции и принципа работы. Встроенный в корпус магнит определяет степень близости металла: чем он ближе, тем тоньше слой краски. Измерения отображаются на дисплее.

Функционирование электромагнитных приборов строится на электромагнитной индукции. Датчик таких моделей толщиномеров воспринимает кузов автомобиля как замкнутую цепь. Толщина слоя лакокрасочного покрытия определяется посредством измерения плотности магнитного поля.

Замеры в труднодоступных местах автомобиля выполняются ультразвуковыми приборами. На поверхность кузова подается импульс, величина которого выводится на дисплей.

Вихревитковые толщиномеры применяют при оценке цветных металлов. Слой краски на поверхности кузова замеряется посредством прохождения тока через катушечный провод и его последующего воздействия на магнитное поле.

Универсальные толщиномеры комбинированного типа и электромагнитные толщиномеры — наиболее популярные типы приборов. В продаже распространены ультразвуковые модели, обладающие точностью в 0,1 мм; их функционал не позволяет отличить непрокрашенные участки от перелива краски. Промышленные приборы ориентированы не только на замеры толщины лакокрасочного покрытия и обладают высокой стоимостью.

Как выбрать толщиномер

Производители предлагают широкий ассортимент приборов, различающихся по стоимости, функционалу, точности замеров. Как выбрать толщиномер и не ошибиться?

На что обращать внимание

Основополагающим критерием при выборе толщиномера становятся цели его дальнейшего использования. Для частного применения стоит ориентироваться на бюджетные приборы с оптимальными диапазоном, длительностью и условиями работы, в том числе и техническими характеристиками.

На профессиональных моделях экономить не стоит. При выборе толщиномера учитывают количество функций и режимов работы, величину погрешности, чувствительность тестера.

Желательно определиться с набором необходимых функций. Усовершенствованные модели толщиномеров оснащаются датчиками определения степени коррозии и измерения стекловолокна и резины. Подобные функции требуются в судостроении и строительстве, но в автомобильной сфере не нужны.

Специфические функции наподобие возможности работы под водой не понадобятся при работе с транспортными средствами. При этом подсветка не будет лишней: замеры не всегда проводятся при достаточном уровне освещения.

Автоматическое отключение при длительном бездействии — полезная функция, особенно если прибор энергозависимого типа. Не меньшее значение при выборе играет точность и погрешность показаний толщиномера лакокрасочных покрытий автомобилей. Также важны широкий диапазон замеров, длительность работы, устойчивость к температурам и климатическим условиям.

Для эксплуатации в холодное время года подойдет магнитный толщиномер — он не зависит от температуры, влажности и электропитания. Для работы в помещении более приспособлены электронные аналоги.

Длительность работы толщиномера и емкость аккумулятора не менее важны. Функция выбора языка не критична, но желательна: несмотря на цифровой вывод показаний, меню должно быть русскоязычным и облегчать работу.

Материал корпуса толщиномера, в отличие от его цвета и звукового оповещения, важен. Большинство моделей изготавливаются из ударопрочного пластика, но в комплекте может поставляться защитный чехол.

Рейтинг толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей

Первое место в рейтинге занимает компактный Etari ET-333. Популярность приборы этого производителя получили благодаря маленьким размерам и возможности произвести замеры в любой точке кузова. В современной линейке толщиномеров Etari модель ET-333 наиболее востребована из электромагнитной серии благодаря сохраненной компоновке предшественника ET-110 и улучшенным характеристикам. Точность показаний прибора составляет 1 микрон, погрешность в нормальных условиях — не более 3%, возросла скорость измерений.

Отдельно стоит упомянуть условия измерений. Стандартно в рекламе указываются температура в пределах комнатной и значения для минимального предела измерений. Погрешность измерений комбинированных или электромагнитных толщиномеров на холоде и при большой толщине металла значительно возрастает. К чести производителя толщиномеров Etari, инструкция к приборам довольно четкая: точность измерений понижается не более чем на 0,1/oC при температуре ниже 18 градусов. Разброс измерений для покрытия 140 микронов составляет 131-148 мкм: этого диапазона достаточно, особенно если при окрашивании кузов не выхаживался сантиметр за сантиметром.

Модель ET-333 проста в эксплуатации, но требует начальной калибровки: толщиномер комплектуется стальной шайбой и 102-микронным слоем пленки для настройки.

Преимущества прибора:

  • Компактные размеры и удобство чтения данных с дисплея.
  • Приемлемая точность.
  • Возможность замеров на криволинейных поверхностях.

Недостатки:

  • Доступно только точечное измерение.
  • Отсутствие памяти замеров.

Второе место: CEM DT-156

Бесспорным плюсом комбинированного датчика, занявшего второе место в рейтинге толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей, стала компактность: удобство работы по изгибам с малым радиусом, практически не подвергающимся рихтовке, бесспорно. Функционирует прибор в двух режимах: непрерывного и точечного измерения. В первом случае отображается не только текущее значение толщины, но и среднее значение за время замера и минимум/максимум. Результаты сохраняются в одной из 320 ячеек памяти, рассортированных на четыре группы.

Наиболее точные показатели у толщиномера зафиксированы при измерениях стали: 3% с шагом в 1 микрон и радиусом кривизны поверхности в 1,5 мм. Точность по алюминию аналогична, но шаг меняется до полутора микрон, а радиус кривизны — до 3 мм; ответственным за это можно назвать окружающий центральный электромагнитный датчик вихревой индуктор.

В отличие от большинства моделей толщиномеров, CEM комплектуется штатным набором из пяти, а не одной, калибровочных пластин разной толщины. Прибор синхронизируется с компьютером посредством USB для передачи данных и их последующей обработки штатным программным обеспечением, поставляющимся вместе с устройством.

Пользователям может не понравиться расположение датчика в нижней части прибора, ввиду чего приходится держать толщиномер в направлении «от себя» при работе с вертикальными поверхностями кузова, при этом дисплей переворачивается вверх ногами. Проведение нескольких замеров и их последующий просмотр очень неудобны, так что неизвестно, на что надеялся производитель.

Преимущества:

  • Высокая точность.
  • Автоматическое определение материала.
  • Сбор данных при непрерывном измерении.

Недостатки:

  • Нелогичность эргономики.
  • Неудобство использования.

Третье место: UNI-T UT342

В рейтинг толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей UNI-T попал благодаря возможности работы по черным металлам и цветным сплавам с высокой точностью: заявленная погрешность не превышает 3% в диапазоне от 55 микрон до 1 мм и стандартные 3 микрона в диапазоне от 0 до 55 микрон. Доступно два режима работы: точечные и непрерывные замеры, причем во втором случае прибор автоматически высчитывает минимальные и максимальные значения толщины.

Во встроенной памяти можно сохранять до 2000 результатов измерений, чего достаточно для обследования всего автомобиля.

Холод — враг всех толщиномеров этого класса, в том числе и UT342, потому работать с ним лучше в помещении. Соблюдение температурного режима положительно сказывается на ресурсе аккумулятора: в прибор встроена «Крона» малой мощности и небольшой емкости. В режиме точечных измерений батарейки хватает всего на 20 часов, при непрерывных замерах — и того меньше. Весьма средний показатель для толщиномера краски автомобиля, цена которому — почти 10 тысяч рублей.

Преимущество у него в сравнении с аналогичными моделями устройств одно — высокая точность и способность работать с металлами любого типа. Недостаток, впрочем, тоже один — минимальная автономность.

ET-444: четвертый по списку

Компактный прибор комбинированного типа, выполненный в том же корпусе, что и толщиномер ET-555, и практически идентичен в применении предыдущим моделям — датчик упирается в поверхность, после чего стартует измерение. Работа устройства автоматически начинается в электромагнитном режиме, при отсутствии стали переходит в вихретоковый.

Внедрение вихретокового датчика увеличило цену толщиномера краски автомобиля всего на 1400 рублей и сделало его интереснее предшественников: функциональность возросла, а точность осталась прежней.

Преимущества:

  • Компактные габариты.
  • Возможность работы в любой точке кузова и с любым металлом.

Недостатки:

  • Отсутствие режима непрерывного замера.

Пятое место: ET-11P

К созданию этой модели производитель подошел с толком и расстановкой: в комплекте идут три шайбы для калибровки. Первая предназначена для проверки толщиномера по магнитным металлам, вторая — по цветным сплавам, третья — имитация лакокрасочного покрытия эталонной толщины. Абсолютно идентичная модель продается под маркировкой CHY-115; обе марки курируются одним производителем — «ЕвроТрейд». Поэтому вопрос о том, какой фирмы выбрать толщиномер, в этом случае бессмысленен.

ET-11P комплектуется справочными данными о средней толщине ЛКП автомобилей популярных марок и моделей — не только полезная информация, но и возможность проверки прибора на соответствие сделанных им замеров реальным величинам. Заявленная производителем точность — 3% — на практике при настройке по штатной пластине подтверждается: показания толщиномера варьируются в пределах 104-100 микрон при идеальных условиях. На холоде точность показаний несколько снижается, что вполне логично.

Звуковая индикация непрерывного режима оказалась весьма удобной на практике: можно наблюдать за показаниями, а можно изменить настройки и не обращать внимания на дисплей — прибор подаст звуковой сигнал при выходе измеренной толщины за пределы.

В теории корпус пистолетного типа должен быть удобным, однако на практике все обстоит иначе: точных измерений можно добиться, только если прибор всеми выступами торцевой части будет упираться в поверхность. На некоторых участках кузова — рядом с фарами, закругленных элементах — толщиномер будет бесполезен. Впрочем, подобная проблема характерна для всех приборов куркового типа: сказывается большая измерительная площадка.

Преимущества:

  • Возможность сохранения в памяти 255 измерений.
  • Удобный и большой дисплей.

Недостатки:

  • Не всегда удобная форма;
  • Ориентирован на замеры по плоскости.

Шестой: Elcometer 456

Модель универсального толщиномера, работающего со всеми типами металлов. Погрешность стандартная — 3% при работе с покрытиями толщиной от 0 до 31 мм. Решение со встроенным либо выносными датчиками, подключаемыми через разъем, весьма удачно на практике. Моноблок хорошо показал себя при замерах на ровных и открытых поверхностях, корпус со съемными датчиками — при измерении труднодоступных участков со сложным рельефом.

В комплекте с обеими модификациями Elcometer 456 поставляется один из трех датчиков — вихретоковый, магнитный или универсальный. Датчики типа F применяются при работе с магнитными металлами. Поверхности из цветных и прочих металлов замеряются датчиками типа N. Комбинированные датчики FNF применяются для цветных и черных металлов.

Седьмое место: «Константа»

Многофункциональный толщиномер «Константа К5» — прибор, работающий в нескольких режимах с использованием разных методов: параметрического, индукционного и вихретокового.

Производитель предлагает две модификации толщиномеров данной серии — для стандартных условий и подводную для проведения замеров на глубине 60 метров и более. Различные методики измерений позволяют работать с покрытиями из различных металлов — черных, цветных, сплавах, диэлектрических, с ферромагнитными свойствами и прочих. Новые алгоритмы обработки данных преобразуют полученные замеры с высокой точностью.

В рейтинге толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей «Константа» оказался за счет своей подводной модификации — весьма интересной, стоит отметить; относится она к профессиональной категории и применяется в узких областях. Использует в работе магнитоиндукционный метод; может производить замеры на пластиковых, эмалевых, лакокрасочных и прочих видах поверхностей неферромагнитного типа.

Выносной пульт управления предназначен для калибровки толщиномера подводной версии.»Константа К5″ может работать в пресной и морской воде без сбоев в показаниях и снижения точности измерений.

Какой толщиномер лучше выбрать?

Интерес к толщиномерам и их ассортименту на деле оборачивается весьма скудным выбором: если не брать во внимание дешевые модели и дорогое профессиональное оборудование высокой точности, то остается всего лишь несколько марок. Итак, толщиномер какой фирмы выбрать? Список достойных брендов прискорбно мал, а три из них и вовсе одного завода: Etari, CHY и «ЕвроТрейд», на деле не отличающиеся друг от друга и практически идентичные. Неожиданным исключением можно назвать толщиномеры «Мегеон» — надежные и точные приборы.

Приборы куркового типа при ближайшем рассмотрении оказываются не всегда удачными копиями Etari ET-10 либо ET-11 и отличаются цветом корпуса да стоимостью. Поэтому при выборе толщиномера стоит опираться на следующие рекомендации:

  • Требуется компактный приборчик с приемлемой точностью, способный пробежаться по кузову автомобиля, выбираемого для себя или друзей-знакомых? Стоит обратить внимание на комбинированные либо электромагнитные толщиномеры: обладают достаточной точностью, небольшими габаритами, доступной ценой и просты в эксплуатации.
  • Для профессионального использования идеальным вариантом станут ручные комбинированные приборы по типу CEM DT-156: вряд ли придется осматривать автомобили под снегопадом. Популярность курковых устройств стремительно падает: неудобная форма корпуса сделала свое дело, а современные многофункциональные и компактные модели окончательно вытеснили их с рынка.

И, конечно же, вооружившись надежным толщиномером, остается не прогадать с автомобилем.